Уже больше двадцати лет прошло с момента прихода Yamaha на рынок открытого
класса. Тогда компания выпустила FZ1, что был основан на YZF-R1 той эры. В 2016
году этот байк стал называться FZ-10, а в 2018 году Yamaha решила унифицировать
свою номенклатуру по всему миру и тогда назвала байк просто MT-10. Текущее
семейство гипернейкедов Yamaha призвано предоставить райдерам путь
прогрессирования от маленьких двухцилиндровых MT-03 до MT-07, затем до рядных трехцилиндровых MT-09, и, наконец, до патриархальных четырехцилиндровых MT-10/MT-10 SP.
Стиль нового MT-10 – агрессивный и насекомоподобный, а его
совершенно новая монофокусная передняя светодиодная фара прорывает приличную
дыру в темноте ночи Миссия нового 2022 MT-10,
как и FZ'ов до него, за последние 20 с лишним лет не изменилась; давать
мощность и производительность открытого класса в более улично-ориентированном
мотоцикле с небольшим или минимальным количеством обтекателей. Большинство давних
фанатов стритфайтеров к настоящему времени уже знают историю происхождения
этого класса: райдер разбивает спортбайк и не может позволить себе приобретение
новых обтекателей; и байк просто раздевается до самого необходимого. Так
рождаются стритфайтеры или нейкеды-спортбайки. Ранними адептами этого тренда,
сумевшими заработать на выпуске стритфайтеров, в 1994 году были Ducati с оригинальным Monster, затем Triumph, создавший Speed Triple, и затем родился современным нейкед-спортбайк. У японцев ушло некоторое время,
чтобы понять этот тренд, но затем на рынок выпрыгнули байки, вроде Honda 919,
Yamaha FZ1 и Suzuki Bandit. Наш MT-10 был окрашен в “голубой шторм”, хотя байк также доступен в матовом
вороненом черном цвете
Если и были жалобы по поводу интерпретации этого класса японскими
производителями, то о том, что байки зачастую были чрезмерно смягченными
версиями их огнедышащих пластиковых спортбайковских собратьев. Европейцы чуть
раньше поняли, что надо прекратить тушить огонь нейкедов-спортбайков, на
примере моделей вроде Ducati Streetfighter, Aprilia Tuono, MV Agusta Brutale и позже KTM Super Duke. Yamaha же сделала большой
шаг вперед в этом направлении в 2001 году со своим оригинальным FZ1 с его трубной рамой и карбюраторной славой.
Нет, это не был голый YZF-R1, но он ехал жестко и быстро, и при этом оставался
комфортным и вертикальным. Как результат, он выиграл звание лучшего байка
открытого класса в голосовании за Десятку лучших байков 2001 года. И даже когда
этот литровый нейкед от Yamaha оставался без премии в Десятке лучших, он всегда
был на острие. Следующим козырем в рукаве Yamaha, продолжившим стояние на острие,
стало представление нового движка с так называемым Crossplane или “поперечным” коленвалом в 2009 году. Все
стало еще интересней в 2015 году, когда R1 был еще раз обновлен и получил самый
современный пакет электроники среди всех японских литробайков. Правда, некоторые
из его возможностей, вроде самых современных датчиков инерции IMU, не пришли на
FZ-10, хотя байки и разделяли один и тот же движок.
Что нового
Да, на то, чтобы все технологии текущего R1 спустились
вниз, ушло некоторое время, но совершенно новые 2022 MT-10/MT-10 SP обрели их
полностью. Очевидно, самой большой новостью 2022 года является добавление в
систему райдерской помощи шестиосевых датчиков измерения инерции IMU. На байке
они использованы последнего поколения, они меньше и легче, и дают возможность
получать такие штучки, как чувствительные к наклонам трекшн-контроль и ABS,
контроль скольжения Slide Control (SCS), контроль подъема переднего колеса Lift
Control System (LIF), систему управления торможения двигателем Engine Brake
Management (EBM), круиз-контроль и программируемый ограничитель скорости,
который Yamaha называет Variable Speed Limiter (YVSL).
Движок CP4 с поперечным
коленвалом был обновлен за счет новых настроек электронного впрыска и улучшения
систем впуска и выпуска
Yamaha будет первой компанией, которая признает, что использование термина
“настроено на момент” обычно вызывает мгновенную реакцию райдеров с вопросами
типа, почему они просто не могут получить всю мощь супербайка. Менеджеры по
продуктам на это ответят, что двигатель, вроде обновленного CP4 в новом 2022 MT-10,
намного лучше для реальностей уличной езды.
Обновления двигателя включают новые настройки
впрыска топлива и улучшения впуска и выпуска, призванные сдвинуть момент в
более низкую область оборотов, где уличные райдеры чаще смогут использовать всю
доступную мощь. Улучшения впуска включают тройку новых воздухозаборников для
наполнения нового корпуса воздушного фильтра, плюс новые решетки акустического
усиления по обеим сторонам спереди бака, что, по сути, вкачивают звук впуска
прямо в кокпит. Усовершенствованный проводной газ управляется чипированной
системой газа от Yamaha (Yamaha Chip Controlled Throttle) и новым датчиком
положения ручки. Также новым является улучшенный квикшифтер вверх-вниз, гармонично
работающий со сцеплением, что предлагает функции проскальзывания и помощи.
Новые воздухозаборники и
решетки акустического усиления можно увидеть перед корпусом фильтра/бака
Обновления стиля включают новый мини-обтекатель с монофокусной светодиодной
фарой головного света и габаритными огнями под ней. Новые каналы впуска
расположены впереди байка и направляют поток воздуха назад в корпус фильтра.
Возможно, самым приятным дополнением 2022 MT-10 является новый 4,2” цветной TFT-экран с R1, что дает райдеру необходимую информацию и
сильно улучшает навигацию по меню кастомизации режимов езды и доступ к
функциям.
Впечатления от езды
Мы провели целый день, катясь на новом 2022 MT-10
к озеру Токсавей по югу северной Каролины, наслаждаясь при этом рядом кучей
маленьких ответвлений и петель. Т.к. по прогнозу должен был начаться дождь, мы
выехали рано и направились прямо в местный национальный парк Blue Ridge Parkway,
избежав при этом пробки из туристов, что обычно возникает на местных дорогах к
середине дня, чему также способствуют ограничение скорости в 70км/ч, редкие
съезды и длинные участки запрещенных обгонов.
Чтобы насладиться текучестью и
красотой дороги в Blue Ridge Parkway надо выезжать вовремя
И мы сразу же вспомнили, почему мы так любим
движок CP4. Не только из-за звука, который теперь усиливается в кокпит и
является реальным искусством, но и за всецело удовлетворяющую отдачу движка с
поперечным коленвалом. Его мощность теперь управляется проводным газом, чрезвычайно
точным и предсказуемым, и основывается на выбранном режиме езды.
Кажется, ничего нового, но
датчик положения ручки газа позволил MT-10 отказаться от тросиков
Ночной дождь оставил на дороге массу мокрых участков, что позволили
испытать вышеупомянутые режимы езды. Все четыре режима езды полностью
кастомизируемы, что отличает данный байк от систем других производителей, где
кастомизация доступна лишь в одном или двух режимах. Но на MT-10 каждый режим в
дополнение к отдаче мощности позволяет райдеру настраивать трекшн-контроль, контроль
скольжения, контроль вилли, торможение двигателем и ABS. Для нашей утренней
покатушки был выбран режим полной мощности, а остальные настойки были оставлены
в довольно консервативном и безопасном состоянии.
Позже, когда дороги по большей части подсохли,
мы создали кастомный режим езды: полная мощность, без контроля вилли и с легким
торможением двигателем. Режимы можно легко переключать на лету; когда под
кронами деревьев на нашем пути дорога снова стала мокрой, от оригинального
режима нас отделяло лишь несколько кликов.
Новый TFT-экран делает
навигацию по меню проще и интуитивней
Позвольте движку CP4 ехать, и вы сразу же поймете, что вы - на спортбайке
открытого класса. Красота этого движка в том, что подобно R1 он отдает момент
ровно и предсказуемо внизу и в середине оборотов, и обладает крутильной натурой
рядной четверки. В этой реализации ему определенно не хватает последнего
кусочка топовой мощности спортбайка, но к моменту, когда достигаешь
максимальных оборотов, байк уже едет весьма достойно. Даже при поддержании
энергичного темпа в течение всего дня, никакой надобности в этой топовой
мощности нет.
Собранным и эффективным байк поддерживает не
только новая электроника (что предоставляет также и небольшую сеть безопасности),
но и обновленный квикшифтер – совершенно точный и ровный. Повышения на
открытиях поддерживают движок в сладостной части момента; но на понижениях
все-таки полезно слегка выжимать сцепление, особенно при переходах со второй
через нейтраль на первую, хотя это никогда не раздражает квикшифтер, который
просто с легкостью втыкается в нужную передачу. В сочетании с проскальзывающим
сцеплением и возможностью подстройки двигателя, это означает - предсказуемое и
ровное вхождение в повороты.
Также новым является квикшифтер
вверх-вниз, что один из самых ровных в работе
Данная версия MT-10 идет с полностью
настраиваемой вручную подвеской KYB спереди и сзади; версия SP идет с
полуактивной подвеской Öhlins. Шасси MT-10 имеет алюминиевую раму Deltabox и использует двигатель в качестве нагруженного
члена. 1405мм колесная база байка короче, чем у большинства европейских
конкурентов, вроде KTM Super Duke,
Aprilia Tuono V4 Factory и Ducati Streetfighter V4; крутой 24-х градусный рейк
MT-10 и 101,6мм трейл также чуточку агрессивнее, чем у конкурентов.
Благодаря 1405мм колесной базе
и агрессивной геометрии переда, в бесконечных шпильках MT-10 управляется предсказуемо
Наш маршрут включал довольно много
ответвлений, что означало меньшее количество текучих длинных свипов, но большее
количество шпилек и карусельных поворотов. Мокрые участки все еще могли
появиться за любым поворотом, поэтому уверенность в переде MT-10 весьма
приветствовалась. Вход в поворот был острым и предсказуемым, вилка поддерживала
байк собранным даже на неприятных неровностях и швах в середине поворота. Настройки
подвески, сделанные представителями Yamaha на этот день, показались нам чуточку
недостаточными в плане отбоя заднего (мы хотели бы чуточку добавить), но для
дорог, по которым мы тогда катались, сделанные настройки были не слишком далекими
от идеала. На скорости, крупный MT – стабилен и собран. Большая часть дорог в Blue
Ridge Parkway – это бильярдный стол, но некоторые из боковых дорог этого
нацпарка могли бы бросить крученый скорости, когда этого меньше всего ждешь. В
целом же, байк показался нам собранным, никогда не трясшим головой и не терявшим
форму.
Стандартный MT-10 идет с
подвеской KYB, у которой вручную настраиваются преднагрузка, отбой и сжатие
спереди и сзади
Не смотря на слегка более агрессивную посадку,
чем у предыдущей модели, взаиморасположение седла, подножек и ручек руля для
моих 180см роста было почти идеальным. Комфортное седло с 835мм заявленной
высоты покрыто плюшевым алькантаро-подобным материалом. Ветрозащита от
мини-обтекателя была весьма хорошей и перенаправляла поток воздуха над моим
шлемом и верхней частью тела. Усталости не было никакой, даже после почти 320км
в седле.
Посадка на MT-10 стала чуточку агрессивнее, чем раньше, но новое седло оказалось
комфортным даже для 320км пути
На обратном пути трафик стал очень плотным, что, к сожалению, явилось
идеальной ситуацией для изучения топливопотребления и низкоскоростной
пригодности байка. День был не жарким, и тепло от движка на светофорах было
минимальным, а легкое помогающее сцепление сделало медленную езду – простой.
В целом, MT-10 нас очень впечатлил; его движок CP4 является одним из лучших всех времен, как в плане
момента, так и в плане оборотистости. А с добавлением современной электроники,
пересмотренного проводного газа, шестиосевых IMU с чувствительным к наклонам
трекшнем-контролем и ABS, и т.п., этот двигатель смог выдать всю свою мощь и
так, как вам это нравится – агрессивно, мягко или где-то между. А с учетом
фантастического шасси с реально хорошей подвеской и тормозами, и с вертикальной
посадкой, обеспечивающей комфорт в течение всего дня, мы получили очень
прикольный спортбайк для езды в реальном мире.
За свои $13999, новый MT-10
является без сомнения хорошим соотношением цены/качества
Все становится еще слаще, когда узнаешь цену
этого байка. В США его рекомендованная цена - $13999, как в окраске голубого
шторма, так и в матовом черном, вороненом. Это значительно дешевле, чем у
европейских конкурентов. Версия SP с подвеской Öhlins будет чуть дороже - $16899,
но и при этом все-таки дешевле, чем конкуренты.
Не нравится синий цвет? Можете
взять матово черный
Спецификации 2022 Yamaha
MT-10:
Двигатель: 998сс рядная четверка,
с жидкостным охлаждением, 16-ю клапанами, DOHC
Диаметр цилиндра х Ход поршня:
79,0 х 50,9мм
Степень сжатия: 12,0:1
Трансмиссия: Шестиступенчатая
Привод: Цепь
Топливная система: Электронный
впрыск с проводным газом
Сцепление: Мокрое, многодисковое,
проскальзывающее и помогающее
Рама: Алюминиевая рама Deltabox
Передняя подвеска: 43мм
перевернутая вилка KYB
со всеми настройками и ходом в 120мм
Задняя подвеска: амортизатор KYB с piggyback-резервуаром, со всеми
настройками и ходом в 120мм
Передний тормоз: пара 320мм
дисков с радиальными черехпоршневыми суппортами и главным тормозным цилиндром
Brembo, с ABS
Задний тормоз: 220мм диск с
двухпоршневым суппортом, с ABS
Колеса, переднее/заднее:
пятиспицевые, литые, алюминиевые
Шины, передняя/задняя: 120/70-17 Bridgestone Battlax Hypersport S22
/ 190/55-17 Bridgestone Battlax Hypersport S22
Рейк/Трейл: 24°/ 101,6мм
Колесная база: 1405мм
Клиренс: 135мм
Высота по седлу: 835мм
Объем бака: 17 литров
Заявленный снаряженный вес: 212Кг
Цена (в США):
$13999
Комментариев нет:
Отправить комментарий