вторник, 5 мая 2020 г.

2020 Harley-Davidson LiveWire vs. Zero Motorcycles SR/F Premium: Сравнение электричек

В последнее время в штаб-квартире Cycle World было шумновато. Весь день в холлах слышался гул зарядки электрических мотоциклов, а сотрудники издательства включились в оценку этих двухколесных средств передвижения. При этом ни по пути на работу, ни с нее, ни просто на покатушках в районе Лос-Анджелеса им не приходилось выжимать сцепление или щелкать рычагом передач. Ведь у электро-мотоциклов ничего этого нет. Зато они уже доказали свою жизнеспособность в роли городского средства передвижения.

Текущие лидеры рынка электро-мотоциклов - Zero Motorcycles SR/F Premium и совершенно новый Harley-Davidson LiveWire

Энтузиазм относительно “электричек” был недавно подстегнут за счет почти одновременного выхода на рынок  2020Harley-Davidson LiveWire и Zero SR/F Premium. И вполне естественно, что у многих появилось желание увидеть их сравнительный обзор, что называется, бок о бок.

В целом, вышеупомянутая пара полноразмерных дорожников имеет шасси, эргономику и стиль как у современных бензиновых литро-нейкедов. Оба байка имеют сложную систему помощи райдеру на базе датчиков измерения инерции с чувствительным к углам наклона трекшн-контролем, угловой ABS и режимами Спорта, Улицы, Дождя и Эко. Последние влияют на отклик газа, пиковую мощность, регенеративное торможение и чувствительность трекшн-контроля. Оба байка имеют TFT-панели инструментов, представляющие богатство информации о статусе зарядки, оставшейся расчетной дальности поездки, режиме езды и т.п.

Физические размеры и грузоподъемность этих мотоциклов позволили использовать в них литиево-ионный аккумулятор бОльшего размера, чем на любом другом электро-мотоцикле, что мы тестировали раньше. Батарея обоих байков заключена в алюминиевый, теплоотводящий корпус, что не только оказывает свое влияние на внешность, но и благодаря своей прочности и жесткости служит еще и нагруженным членом рамы. В Zero используется трубная, стальная рама-клетка, вмещающая в себя аккумулятор 14,4kWh Z-Force, тогда как рама Harley-Davidson выполнена из алюминиевых элементов, прикрученных к 15,5kWh аккумулятору Rechargeable Energy Storage System (RESS).

Созданы для города, но способны покорять и каньоны. Эти горы центральной Калифорнии позволяют взглянуть на реальные спортивные характеристики каждого байка

И хотя, оба байка приводятся в движение за счет внутреннего бесщеточного двигателя переменного тока на постоянных магнитах, конфигурации их движков – фундаментально различны. Так, в Zero SRF установлен пассивно воздушно-охлаждаемый мотор ZF75-10, чей приводной вал находится горизонтально рамы так, что прямо к нему прикручен шкив конечного привода. В тоже время, двигатель Revelation у Harley-Davidson LiveWire находится продольно под аккумулятором RESS, имеет рубашку жидкостного охлаждения и использует для передачи момента на перпендикулярный контрпривод/звездочку редуктор.

Измерение выходной мощности на заднем колесе на дино-стенде Cycle World показало интересный контраст в инженерных подходах. Рассмотрение кривой момента каждого байка в отдельности привело бы к выводу, что 198,6Нм момента Zero просто хоронят 100,6Нм момента Harley.

Высококлассная отделка LiveWire – то, чего ждешь от производителя премиальных мотоциклов, что выпускает байки уже более века

Но, во-первых, мотор LiveWire крутится за 14000rpm, тогда как Zero заканчивается около 7000rpm. А, во-вторых, лошадиные силы, выдаваемые на повышенных оборотах, математически соответствует значительно меньшему моменту, чем когда те же лошади выдаются на более низких оборотах. Сравнивая эту пару на дино-стенде при скорости в 88км/ч, мы обнаружили, что Zero выдает 80л.с. и 163Нм момента на 3500rpm, тогда как Harley выдает 91л.с. и 92Нм момента на 7000rpm. Это очень похоже на классическое сравнение большекубатурного бензинового V-twin'а c крутильной рядной четверкой. Harley-Davidson склоняется к оборотам, тогда как конкурент опирается на момент на низах.

При снаряженном весе в 228Кг, новый SR/F Premium также, казалось бы, выигрывает в плане соотношения мощности-к-весу, ведь LiveWire весит 247Кг. Однако емкость аккумулятора у Harley на 8% больше, что оправдывает дополнительные килограммы, которых также на 8,4% больше.

Ускорение этих электро-байков впечатляющее и манящее. Но будьте осторожны, ведь дальность поездки на батарее очень сильно зависит от стиля езды

Для измерения ускорения на нашем тестовом кругу мы использовали дата-логгер VBox GPS, что принесло нам дополнительные сюрпризы. Так, LiveWire пробежал четверть мили за 11,54 секунды с максимальной скоростью в 178,04км/час, что оставило Zero глотать пыль с 11,83секундами при 187км/час. Также этот тест позволил выявить, что LiveWire ускоряется быстрее по причине более короткого в целом привода, что отчетливо видно во времени ускорения с 0 до 96км/ч. С этой задачей LiveWire справился за 3,12 секунды, чем уничтожил Zero c 3,65 секундами. Также LiveWire обошел Zero и во временах разгона 64-96км/час и 96-129км/ч, в чем оба байка легко обойдут разгон на верхней передаче любого бензинового мотоцикла, когда-либо тестировавшегося представителями Cycle World. Справедливости ради стоит отметить, что это сравнение яблока с апельсином; отщелкните на литробайке пару передач вниз и посмотрите, кто выиграет.

Крышка бензобака отсутствует. Под этой крышечкой прячется разъем быстрой зарядки LiveWire - Type 1 SAE Combo (CCS) DC

Ровное, почти бесшумное ускорение превосходит бензинки по любым параметрам, но самым важным для электричек остается – дальность поездки на одной зарядке. Для тестирования этого показателя редактор Cycle World Михаэль Гилберт (Michael Gilbert) методично и усердно несколько раз проезжал 77км круг из смеси 29км участка без пробок, городских улиц со светофорами, участка автострады вдоль тихоокеанского побережья и дороги через каньон. Катаясь таким образом, каждый байк прошел круг в режиме Спорта, Улицы и Эко, при полностью заряженном аккумуляторе перед каждым кругом. Среднее энергопотребление за круг у LiveWire составило 48% емкости батареи, тогда как у SR/F Premium этот показатель составил 57%. Иначе говоря, Harley за круг потреблял 7,440kWh, а Zero -  8,208kWh.

Регламентированное тестирование означает устранение переменных энергопотребления. Оба байка проехали идентичный круг, при схожих условиях трафика и сравнимых погодных условиях

Еще одним поводом для размышления являются варианты зарядки, предлагаемые каждым байком. Оба байка предлагают зарядку уровня 1 (Level 1), что позволяет просто подключить прилагающийся в комплекте кабель в стандартную для США 120-ти вольтовую розетку в доме. Оказалось, что для полной зарядки Zero на Level 1 с пустого “бака” требуется 9 часов, тогда как аккумулятор RESS у Harley требовал 12 часов. Все становится еще сложнее при использовании быстрой зарядки. Zero предлагает зарядку уровня 2 (Level 2), тогда как Harley предпочел более быструю технологию зарядки уровня 3 - Level 3 DC Fast Charging. Зарядка уровня 2 в настоящее время более широко распространена на коммерческих станциях зарядки электротранспорта, и хотя вы можете подключить LiveWire к заряднику Level 2, он будет заряжать батарею на скорости лишь уровня 1.

При использовании встроенного 6kW зарядника на уровне 2, наш SR/F Premium потребовал 1,5 часа до достижения уровня заряда в 75%. Чтобы зарядить аккумулятор до 100% потребуется еще час, ведь скорость зарядки Zero снижается при приближении к полной батарее для продления ее жизни. При этом, LiveWire со своим зарядником уровня 3 зарядился от 0 до 100% за 58 минут. Но есть оговорка. Для снижения нагрузки на аккумулятор RESS, Harley рекомендует соотношение 4-к-1, или 4 зарядки уровня 1 к одной зарядке уровня 3.

Растрата электроэнергии посреди нефтяных вышек

Если же ограничить этих прожигателей электронов лишь городской жизнью, то это навредит их спортивному потенциалу, ведь оба байка оснащены полностью настраиваемыми подвесками Showa, парами четырехпоршевых суппортов радиального монтирования спереди, и липкой спортивной резиной. Таким образом, был сформирован план проведения финальной стадии теста, что предстояло пройти на дорогах центральной Калифорнии.

С Гилбертом и нашим фотографом я встретился в городе Тафт (Taft). Нам предстояли два дня тестирования. Для удобства, наши байки прибыли к нам в фургоне от Nissan в полностью заряженном состоянии. Если на LiveWire я уже катался в Портленде (Орегон) на международной пресс-конференции по поводу его выпуска, то Zero SR/F во плоти увидел впервые.

Цветная 4,3” TFT панель инструментов Harley-Davidson проста и приветлива к пользователю. Дополнительная информация легкодоступна и есть опциональный экран спидометра с традиционной аналоговой внешностью

Быстрый осмотр Zero не вызвал у меня чувства любви. Окраска у байка была неровной, а неприглядные скрепки, видимые в дюймовом зазоре между передней кромкой седла и фальшбаком, создавали незавершенный вид. Даже зеркала казались не красивыми по сравнению с более проработанными и отделанными зеркалами LiveWire. Рулевой переключатель передач на Zero казался китайской подделкой запчастей Aprilia Shiver, тогда как на LiveWire использовались компоненты, что можно найти на премиальных туристических моделях Harley, где применяются двухпальцевые джойстики выбора меню/телефона/навигации на панели инструментов. Решающим стал момент, когда я уселся на Zero для своей первой поездки на нем и взялся за его руль, чтобы обнаружить жидкий свободный ход на левой ручке. Что-то похожее на слабину у рукоятки газа. Зачем это?

Большая часть первых двух дней катания была проведена в фотографировании посреди преобладающих на ландшафте Тафта армий нефтяных вышек. Своеобразная ирония электро-байков над преобладающим нефтяным миром. При этом, катание туда-сюда в попытке оставаться в фокусе не становится легче даже за рулем электро-байка, у которого нет ни сцепления, ни коробки передач.

Сжигание электронов вместо бензина имеет свои плюсы, вроде отсутствия излишнего внимания

Самый прикол пошел к концу дня на пути из жестких поворотов в горах к востоку от МакКиттрик. Как только мы с Гилбертом стали исследовать рулежку и поменялись для сравнения байками, стало заходить солнце, а у байков стал кончаться заряд, ведь мы намеренно катались на них до их опустошения. Фургон загружен, и мы переместились на Airbnb в Байкерсфилд на ночной отдых и перезарядку. Поиск гаража оказался не простым делом, и по итогу мы вкатили байки в гостиную и подключили их к розеткам. Через 10 часов мы получили полностью заряженный Zero и заряженный на 72% Harley.

С помощью приложения ChargePoint на мобильном Гилберта, мы нашли ближайшую станцию зарядки уровня 3 (Level 3). Фортуна улыбнулась нам, ведь зарядка располагалась на парковке Café Rio Mexican Grill, что примыкало к Bagels & Blenderz, что позволило нам наслаждаться видом в ходе всех 28 минут зарядки байка. При поглощении на завтрак изысканного буррито с высоко-октановым двойным латтэ, в моем мозгу промелькнула мысль: сколько владелец электрички несет расходов и поглощает калорий на каждую копейку, сэкономленную на бензине?

Zero легче, чем H-D. Наши весы показали 228Кг. И его легкость доказала себя в перекладках из стороны в сторону, хотя ему и не хватает уверенности при полном наклоне

Чтобы сохранить заряд для высокоэнергетического броска у предгорья Сьерра, мы снова загрузили байки в фургон. Гилберт и я проехались на каждом из них по выбранному маршруту с поворотами вдоль 155 шоссе. Здесь стало очевидно, что LiveWire проходит повороты с большей уверенностью и точностью, чем Zero. Стоит толкнуть Harley и он уверенно и надежно держит выбранную траекторию, тогда как тот же акт на Zero приводит к валкости и покачиваниям при не идеально ровной дороге. Намеренное ослабление хватки ручек и сознательное избегание наклона сверху на широкий цельный руль Zero помогло минимизировать нежелательную рулежку. Но LiveWire не требовал никаких таких детских уловок.

Представление тормозной мощности. Четырехпоршневой суппорт J.Juan на Zero и меньший вес позволили этому байку выиграть в номинации торможения с 96км/ч до нуля за 40,2 метра и с 48км/ч до нуля за 10,2 метра

Гилберт обнаружил, что отклик газа Harley в спортивном режиме более естественен и лучше связан с правой кистью, при этом он также предпочел его более выраженную регенерацию при закрытии газа (ощущение торможения двигателем) для меньшей зависимости от тормозов при полной остановке. Это важно, т.к. классический широкий рычаг LiveWire, какой можно найти на круизерах V-Twin, кажется неуместным на этой спортивной платформе и скрадывает тормозные ощущения, когда это больше всего необходимо. Лично я предпочел облегченную регенерацию спортивного режима Zero, что показалась мне чуточку напоминающей двухэтапное вхождение в поворот. Эта двухэтапная регенерация Zero показалась мне интересной в том плане, что она увеличивает эффект регенерации при использовании переднего тормоза, предоставляя более умную форму связанного торможения. Хорошая новость в том, что оба байка позволяют настраивать некоторые параметры под ваши предпочтения и сохранять их в кастомном режиме езды.

Кастомизируемые параметры LiveWire включают мощность, отклик газа и настройки регенерации от 0 до 100 процентов, как и три уровня трекшн-контроля плюс отключение. Кастомные режимы езды Zero предлагают большую настраиваемость – включая максимальную скорость, мощность, максимальный момент, регенерацию закрытого газа и тормозную регенерацию, как и три уровня трекшн-контроля (Улицы, Спорта и Дождя) плюс отключение. Но доступно это только через мобильное приложение Zero, и загрузить можно только один кастомный режим за раз. Harley имеет три кастомных режима, что легко выбираются через панель инструментов прямо во время езды.

Конец дороги. Разрядка батареи на любом этих байков оставит вас в затруднительном положении в поисках розетки. К счастью, сеть зарядных станций для электротехники разрастается с довольно большой скоростью. Так, крупнейшая сеть зарядных станций северной Америки ChargePoint – увеличивается на 2000 точек в месяц

В конце дня я был за рулем Zero и наслаждался ездой с легким фитнесом через оставшиеся извилистые повороты, когда внезапно пропала мощь. На последних 10 процентах заряда Zero переходит в режим “хромой лошади”, когда с каждой оставшейся милей у вас падает максимальная мощность и пиковая скорость. Представьте, что ваша литровая четверка сначала теряет один цилиндр, затем еще один, и еще, пока не останется лишь одно легкое на последнюю милю, а затем умирает и оно.

Zero умер на 108-ом энергичном километре, тогда как у Harley оставалось еще 19 километров хода, причем с полной мощностью до последнего Ватта. Повторюсь, мы специально сделали сравнительный тест дальности поездки и поэтому специально высосали аккумуляторы до нуля, и если бы не преследовавший нас фургон, я могу представить, как мы бы стояли на обочине с вытянутой рукой и кабелем зарядки в ней в надежде доехать домой хотя бы на эвакуаторе. Владельцы электричек, определенно, научатся планировать свои поездки.

Если не смотреть на ужасающие ценники, то эта пара мотоциклов прокладывает путь для электричек

Более дешевым из этой пары является Zero SR/F Premium, с ценой в $21495 (в комплектации как на тест-райде). Да, это ужасающая сумма, но все-таки она привлекательнее другой. Но это не повод, чтобы избегать H-D и оставаться во втором классе. Отличнейшее ускорение, уверенная управляемость, больший пробег на одной зарядке (в сочетании с возможностью быстрой зарядки), более законченный и интуитивный TFT-пакет с музыкой и навигацией в обертке из изысканной проработки и отделки за $30,149 (в комплектации как на тест-райде). Все это делает Harley-Davidson LiveWire четырехзвездочным генералом электричек.

Дино-тест 2020 Harley-Davidson LiveWire

Дино-тест 2020 Zero Motorcycles SR/F Premium

Спецификации:

Harley-Davidson LiveWire
Zero Motorcycles SR/F Premium
Двигатель:
Revelation, синхронный на постоянных магнитах с водяным охлаждением
Z-Force 75-10 с воздушным охлаждением
Аккумулятор:
15,5kWh Rechargeable Energy Storage System (RESS)
Литиево-ионный 14,4kWh
Привод:
1-но скоростной/ремень
1-но скоростной/ремень
Измеренная мощность:
92,8л.с. при 9900 rpm
100,2л.с. при 4480rpm
Измеренный момент:
100,6Нм при 5900rpm
198,6Нм при 1220rpm
Рама:
Литой алюминий
Стальная клетка
Передняя подвеска:
Полностью настраиваемая 43мм вилка Showa SFF-BP с раздельными функциями ног, большим поршнем и ходом в 115мм
Полностью настраиваемая 43мм вилка Showa SFF-BP с раздельными функциями ног, большим поршнем и ходом в 120мм
Задняя подвеска:
Полностью настраиваемый амортизатор Showa Balance Free Rear Cushion-lite (BFRC-lite) с ходом в 115мм
Полностью настраиваемый моноамортизатор Showa с ходом в 140мм
Передний тормоз:
Пара 300мм дисков с четырехпоршневыми суппортами Brembo Monoblock с ABS
Пара 320мм дисков с четырехпоршневыми суппортами J.Juan с Bosch ABS
Задний тормоз:
260мм диск с двухпоршневым суппортом
240мм диск с однопоршневым суппортом J.Juan
Колеса, переднее/заднее:
3,50 x R17 / 5,50 x R17
3,50 x R17 / 5,50 x R17
Шины, передняя/задняя:
Michelin Scorcher; 120/70-R17 / 180/55-R17
Pirelli Diablo Rosso III; 120/70-R17 /180/55-R17
Рейк/Трейл:
24,5°/109,2мм
24,5°/93,9мм
Колесная база:
1491мм
1450мм
Клиренс:
130мм
Нет данных
Высота по седлу
795мм
795мм
Измеренный снаряженный вес:
247Кг
228Кг
Цена (в США)
$29799; $30149 (как на тесте)
$19495; $21495 модель Premium (как на тесте)


Цифры производительности:

Harley-Davidson LiveWire
Zero Motorcycles SR/F Premium
Четверть мили:
11,54сек при 178км/ч
11,83сек при 187км/ч
0-48км/ч
1,47сек
1,72сек
0-96км/ч
3,12сек
3,65сек
0-160км/ч
7,35сек
7,70сек
64-96км/ч
1,17сек
1,23сек
96-128км/ч
1,71сек
1,73сек
Торможение, c 48-0км/ч
10,19метра
10,24метра
Торможение, c 96-0км/ч
40,62метра
40,20метра

Комментариев нет:

Отправить комментарий