воскресенье, 4 августа 2019 г.

Обзор 2020 Harley-Davidson LiveWire: Дорого, но продумано


В ходе тест-райда выпущенных 2020 Harley-Davidson LiveWire недоставало одного критически-важного элемента: выносящего мозг бубнения движков V-twin. Почти все тест-райды в 116-ти летней истории Harley-Davidson проходили под грохот жгущих бензин движков. Но на этот раз наша двухколесная армада скользила по городу почти в полной тишине, не используя ничего, кроме электронов.


Уже много лет компании вроде Alta Motors, Brammo, Energica и Zero выпускают электрические мотоциклы. Но аккумуляторный LiveWire отмечает драматическое отделение от более чем вековой истории Harley-Davidson по преобразованию мертвого ископаемого топлива в относительно большое количество звуков (и немного производительной ярости). Как же парни из Milwaukee вышли на растущий рынок электробайков?


Для начала, немного статистики. Электродвигатель LiveWire на постоянных магнитах выдает 105л.с. и 117Нм момента, чего достаточно, чтобы разгонять этот байк от 0 до 96км/ч за 3 секунды. Аккумулятор у байка 15,5kWh литиево-ионный. В режиме комбинированной езды, по результатам тестов World Motorcycle, на одной зарядке байк проезжает 157км, а в режиме городской езды – 235км. Также, по заявлению Harley, при скорости в 112км/ч на одной зарядке можно проехать 112км.

Но зарядка байка, скажем прямо – парадокс. Сначала хорошая новость: имеющаяся на борту LiveWire система быстрой DC-зарядки позволяет зарядить аккумулятор на 80% за 40 минут, а полная зарядка достигается за час. Но если же быстрая зарядная станция вам недоступна, но имеющийся на борту AC-зарядник обеспечивает лишь зарядку уровня Level 1. И полная зарядка займет целых 12,5 (!!!) часов.


Что по итогу? Главный инженер Глен Ковал (Glen Koval) заявил, что компания рассчитывает на рост числа быстрых DC-зарядок. Он также отметил сложность и температурные требования к комбинированию быстрых DC-зарядок с Level 2. Пока же, дальнячки на LiveWire потребуют заранее продумать план пути и выверить DC-зарядки на маршруте.

Мощность передается на заднее колесо посредством конической передачи (создающей тихий звон) и относительно тихого ременного привода. К слову об акустике. LiveWire издает свой собственный характерный звук, что исполнительный директор Harley-Davidson Мэтт Левитэч (Matt Levitach) сравнил со звуком ”СИД-истребителя из Звездных Войн”. И хотя этот звук неуловим и заметен больше окружающим, чем райдеру, он определенно есть, и отчасти напоминает научную фантастику с примесью чего-то механического.

Интересно, но примерно на половине пути проектирования байка инженеры Harley поняли, что что-то, определенно, упустили. В попытке улучшить подключение райдера к байку, они добавили “тактильный пульс”, что, по сути, является медленным ритмом, испускаемым двигателем, что ощущается лишь когда байк “отдыхает” в режиме тяги (то есть находится “на передаче”). Это так называемое сердцебиение можно усилить, уменьшить или совершенно убрать посредством обновления программного обеспечения у дилеров Harley.

На моем тестовом байка тактильная функция была на низком уровне, и на светофоре я заметил ее не сразу – это одна из нескольких деталей, что вскрывает серьезность уровня продуманности LiveWire. Но акклиматизация у традиционалистов все равно занимает некоторое время. Так, например, передачи отсутствуют – LiveWire использует односкоростную трансмиссию, как и большинство электромотоциклов – поэтому нет также сцепления, чтобы выжать левой рукой. Очень похоже на скутер – просто откручиваешь и едешь.

Но в отличие от скутеров, LiveWire реально едет, и ускорение тем выше, чем быстрее едете. Так, разгон от 96 до 130км/час занимает лишь 1,9секунды. Максимальная скорость, однако, электронно-ограничена на 177км/час во благо управляемости, езды и дальности поездки.


Четыре предустановленных режима езды и три настройки кастомизации можно выбрать посредством кнопки на правой ручке. И хотя предустановки включают режимы для мокрых условий или дальности поездки, лично я в основном ездил на LiveWire как на обычном мотоцикле: в самых прикольных режимах “Спорта” и “Дороги”. В этих режимах отклик газа – интуитивный и достаточно мгновенный, чтобы удовлетворять райдера – как и надо.

Шасси и подвеска настроены хорошо, особенно учитывая большой снаряженный вес LiveWire, составляющий целых 249Кг. Таким образом, LiveWire чуть легче таких больших байков, как Kawasaki ZX-14R (269Кг) и 1340cc Suzuki Bandit 1250S (254Кг). Однако благодаря комбинации приятного распределения веса и относительно невысоких неподрессоренных масс, вес LiveWire на однополосной дороге через лесистые горы в окрестностях Портленда был незаметен.

Его, конечно, не спутать с резвыми супермото, но LiveWire справляется с поворотами более юрко, чем предполагают его спецификации. Просто закрываете газ и наклоняетесь в поворот, и LiveWire легко находит свою траекторию, обеспечивая хорошую стабильность на изгибах. В отличие от большинства традиционных мотоциклов внутреннего сгорания, торможение двигателем на LiveWire можно настраивать посредством сенсорного 4,3” TFT-экрана. Там можно настроить все, от свободного качения до таких агрессивных настроек, что вам вряд ли даже придется прикасаться к тормозам. Как и на электрокаре, это может полностью изменить вашу стратегию входа в поворот и выхода из него. Я, например, предпочитаю высокий уровень регенерации, что означает, что я могу подстраивать свою скорость входа в поворот посредством простого закрытия газа. Это отлично работает на извилистых дорогах: вы просто фокусируетесь на управлении газом и вам, практически, не надо прикасаться к тормозам.

Байк хорошо реагирует на корректировки курса в повороте, а его заказные 120мм и 180мм шины Michelin Scorcher спереди и сзади соответственно дают приятную обратную связь. Стоит отдать должное и высококлассному моноамортизатору Showa сзади и вилке Big Piston спереди, что также имеют все настройки. Первое использование Harley угловой ABS обещает, что двухдисковые 300мм передние тормоза оптимально отработают при наклоне байка, хотя мне (к счастью) не пришлось тестировать аварийное торможение в повороте, несмотря на то, что на нашу пригородную дорогу внезапно выскочил олень.


Позже моя быстрая поездка через пригород Портленда обнаружила приветливые к пользователю характеристики езды. Низкоскоростная рулежка на удивление вменяемая, несмотря на громоздкость LiveWire, а тормоза обеспечивают достаточную обратную связь, позволяя легко и плавно замедляться перед светофорами. Городские хулиганы будут разочарованы тем, что отсутствие сцепления делает вилли практически невозможными, хотя дымные бернауты даются легко. Для этого достаточно просто отключить трекшн-контроль и открутить ручку.

После полудня езды, стали проявляться оценки Harley в плане дальности поездки на одной зарядке. Я начал кататься на полной зарядке, и после примерно 105км езды, компьютер показывал, что заряда осталось на 65км. И это при агрессивной езде и, да, бернауте или двух.

Кузов LiveWire в индустриальном стиле вобрал в себя несколько удивляющих и прикольных элементов. Байк – шустрый и проворный, несмотря на то, что здоровый. В целом, это хорошо продуманный и старательно исполненный байк. Все его детали на месте, включая приложение для смартфона, что позволяет отслеживать статус байка, заряд батареи и необходимость в обслуживании. Сотрудничество с Electrify America даст 500kWh бесплатной зарядки, как и пару лет зарядки на станциях ChargePoint посредством дилеров LiveWire.


Но есть также и пара бросающихся в глаза недостатков LiveWire. Первым из них является отсутствие зарядки Level 2. А вторым – высокая начальная цена, составляющая целых $29799. И хотя в целом концепт – впечатляет, в плане спецификаций байк отстает от некоторых конкурентов, включая Zero SR/F, что выдает 190Нм, весит лишь 220Кг и предлагает 200км пути в смешанном цикле. Посредством опционального быстрого 6kW зарядника, этот байк также может заряжаться на 95% за 80 минут. Правда, при этом его цена возрастает на $2300 со стартовых $18995.

При желании играться в цифры – что делают многие покупатели электричек – LiveWire не станет рациональным приобретением. Отсутствие у него зарядки Level 2 является большим минусом, что определенно приостановит его потенциальных покупателей. Но не стоит сбрасывать со счетов и сам бренд Harley-Davidson или основательность и тщательную продуманность LiveWire, и все это стоит денег (как всегда у Harley). Более того, это исключительно хорошо-выполненный мотоцикл, и иное понимание того, как вывести электрические двухколесники в мейнстрим.

2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Недостатки-традиционные для ЭлектроТранспорта-тяжелый, дорогой, малый запас хода как и долгая зарядка...да и не рычит!!! Реально-ни-об-чем!!!

    ОтветитьУдалить